Управление школой


Управление школой
   — система планирования, организации и руководства деятельностью школы. Различают внутреннее и внешнее У.ш. - две взаимосвязанные стороны управления школой как социальной организацией. Внутреннее У.ш. или внутришкольное управление - это управление, осуществляемое субъектами, являющимися частью школьного сообщества, находящимися внутри школы. Внутреннее У.ш. можно рассматривать как самоуправление, т.к. современная школа, безусловно, является прежде всего автономной и самоуправляющейся. При этом учительское самоуправление и самоуправление ученическое являются лишь составной частью системы внутреннего У.ш. Внутришкольное управление рассматривается как наиболее важное и значимое, вносящее наибольший вклад в общее управление школьной организацией и несущее за состояние дел в школе всю полноту ответственности.
   Школа, как часть более широких образовательных систем (муниципальной, региональной, федеральной) и субъект гражданского права, в то же время испытывает на себе множество управляющих влияний со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и управления образованием. Создание, статус, правовая регламентация жизнедеятельности образовательного учреждения, его регистрация, лицензирование, аттестация и аккредитация подчиняются государственным нормативно-правовым актам. Т.о., имеет место внешнее У.ш.
   Объективная необходимость и внутреннего, и внешнего У.ш. обусловливает вопрос о необходимости нахождения и поддержания их оптимального соотношения в общем потоке управления образовательным учреждением. Автономность образовательных учреждений, становление их как юридических лиц, расширение их компетенции и ответственности существенно изменили соотношение между внутренним и внешним У.ш. в пользу внутреннего У.ш. Однако это не означает полной автономии школы и её "независимости" от внешнего управления и от социума в целом.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 297)
   — особая деятельность, в которой все участники этого процесса посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность (интегрированность) совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала на достижение образовательных целей и целей развития школы. Менеджмент от обычного административного управления отличается более высокой степенью свободы руководителей и подчиненных. Менеджмент более близок к понятию управление,, при этом менеджмент подразумевает обязательное владение технологиями расчета и мобилизации ресурсов, стратегическое обеспечение жизнеспособности и эффективности школы как управляемой системы.
   (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 323-324)
   См. также Менеджмент в образовании, Руководство школой, Совет школы
   Ч424(2)к
   Ч421.41

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Управление школой" в других словарях:

  • 1С:Управление школой — …   Википедия

  • УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ — вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность уч. воспитат., инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, У. о. имеет специфич.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Управление образованием —     вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность учебно воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, У.о. имеет… …   Педагогический терминологический словарь

  • Руководство школой —     термин более употребителен для обозначения управленческих действий в сфере внутришкольного управления. Отражает социально коммуникативный, личностно деятельностный аспект управления.    (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90 …   Педагогический терминологический словарь

  • Внутришкольное управление —    см. Управление школой    Ч421.41 …   Педагогический терминологический словарь

  • ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ — Канонические принципы устройства В. у. определены 34 м Апостольским правилом: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому… …   Православная энциклопедия

  • Шамова, Татьяна Ивановна — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Московская школа управления СКОЛКОВО — (СКОЛКОВО) Международное название Moscow School of Management SKOLKOVO Девиз Помогать успешным стать более успешными. Готовить людей, способных развиваться и развивать стран …   Википедия

  • Skolkovo — Московская школа управления СКОЛКОВО (СКОЛКОВО) Международное название Moscow School of Management SKOLKOVO Девиз Помогать успешным стать более успешными. Готовить людей, способных развиваться и развивать стран …   Википедия

  • ДИРЕКТОР ШКОЛЫ — в Рос. Федерации главное адм. лицо школы. Должность зав. школой, председательствующего в шк. совете и несущего персональную ответственность за всю работу школы, впервые введена Уставом единой трудовой школы в 1923 (в 1918 23 школой управлял… …   Российская педагогическая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Управление школой» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.